Мудрость в отношении к детям от Преподобного Паисия Святогорца

Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют
очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто
пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого
дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю земную жизнь.

К родительскому проклятию относятся все плохие слова, сказанные нами на протяжении всей нашей жизни, т.е. не только те, которые сказаны: «Я тебя проклинаю», но и такие, как: «дурак, дебил, недоразвитый, неразумный, урод, невежда, на детях своих увидишь», и проч. (негативные слова).

Мы имеем право только сказать: «Спаси тебя Господи, сохрани тебя Господи, помоги тебе Господи, и я в тебя верю, что у тебя все получится, я рад, что ты принял самостоятельное решение, но надо было посоветоваться со мной… и все в таком духе (положительном)».

Дитя по своей природе безвинный ангел и, если у него отклонения из-за
воспитания плохого, то причина в нас. Ищите грех у себя и искореняйте.
Очистив себя, автоматически очищается и ребенок. Молитва матери о детях своих разгоняет всех бесов от них (беса пьянства, беса курения, беса блуда и т.д.). Молитва матери достанет дитя со дна ада. Плачьте за своих детей, матери, а не проклинайте и Господь все устроит.

Преподобный Паисий Святогорец
—————
Духовное возрождение детей

Если в то время, когда младенец ещё находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освящённым. И если они помогут ему духовно, то он станет освящённым человеком и в свою очередь будет помогать обществу: станет ли он служить в Церкви, войдёт ли в органы власти или займет ещё какое-то место. Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми, чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски. Ведь сейчас всё идёт к тому, чтобы не осталось даже закваски. А если её не останется, то к чему это приведёт?
Родители, рождая детей и давая им тело, должны, настолько это возможно, содействовать их духовному возрождению. Ведь если человек не возродится духовно, его ждёт адская мука. Впоследствии родителям следует возложить на учителей то, что они сами не могут сделать для своих детей. Поэтому наша Церковь и молится «о родителех и учителех». Однако есть и духовные отцы. Эти люди могут не иметь собственных детей, но их помощь в воспитании детей более результативна, потому что они трудятся над их духовным возрождением.
Я хочу сказать, что все – каждый по-своему, каждый своим примером – должны помочь тому, чтобы дети духовно возродились, чтобы они мирно прожили в жизни сей и пошли в Рай. Если дети станут духовными людьми, то им уже не требуются ни [сдерживающие зло] законы, ничего подобного.

Родительский пример

— Геронда, как быть родителям, если ребёнок не слушается, артачится?
— Если ребёнок не слушается и ведёт себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своём доме или вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером.
Надо сказать о том, что большую помощь оказывает детям мать: своим примером, своим послушанием супругу и уважением к нему. Если по какому-то вопросу мать имеет мнение, отличное от мнения отца, то она никогда не должна высказывать этого мнения перед детьми, чтобы этим не воспользовался лукавый. Мать никогда не должна портить помысл детей об отце. Даже если отец виноват, она должна его оправдать. К примеру, если отец поведёт себя плохо, то мать должна сказать детям: «Папа устал, он всю ночь работал, чтобы закончить одно срочное дело. И ведь это он для вас старается».
Многие родители ругаются на глазах у детей и таким образом преподают им дурной урок. Несчастные дети печалятся и скорбят. Потом родители, чтобы их утешить, стремятся выполнить все их прихоти. Отец, желая угодить ребёнку, начинает его «покупать»: «Ну, золотой мой, говори, что тебе купить?» Мать со своей стороны исполняет прихоти своего чада, и в конечном итоге дети вырастают капризными ломаками. А впоследствии, если родители не в состоянии дать им то, что они хотят, дети угрожают родителям, что они наложат на себя руки.

В родительском доме дети должны насыщаться нежностью и любовью

Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни.
Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, — и не насыщаются любовью. Многие родители, будучи педагогами или врачами, у себя на работе имеют дело с детьми. Они отдают свою нежность детям чужим, а, возвращаясь домой, уже не имеют нежности для детей своих. Они приходят домой усталыми. Аккумулятор уже сел. Отец разваливается в кресле, берёт в руки газету, что-бы почитать о последних событиях и совершенно не занимается детьми. Малыш трется возле него, чтобы отец поговорил с ним, погладил его, а отец отгоняет ребёнка от себя. Мать в свою очередь спешит на кухню, чтобы приготовить ужин, у неё тоже нет времени заниматься детьми. И от этого несчастные дети растут лишёнными любви. Ещё пример: некоторые военные, привыкнув строго наказывать солдат, которые им не подчиняются, и семью хотят заставить жить по уставу армейской дисциплины. Они бывают жестоки к своим детям и за любую мелочь раздают им подзатыльники. А некоторые родители, работающие в судебных или правоохранительных органах, устраивают у себя дома целые “судебные процессы” над собственными детьми, которые что-то натворили. Все эти родители не ведут себя по отношению к детям с нежностью и любовью, поэтому впоследствии у детей начинаются психические расстройства.
— Геронда, одна мать спросила нас, что ей делать. Её дочь хулит Пресвятую Богородицу.
— Пусть она разберётся, с чего начинается зло. Иногда в подобных случаях виноваты родители. Ведя себя нехорошо, сами родители вредят своим детям, и те начинают разговаривать с бесстыдством. Потом они начинают принимать бесовское воздействие и [на попытки их урезонить] реагируют просто отвратительно. В других случаях родители считают, что они могут насильственным путём сделать своих детей лучше. Подмешивается эгоизм и родители начинают разговаривать с детьми в раздражении и гневе, тогда как они всегда должны вести себя с ними по-доброму.
За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость – от родителей или от кого-то ещё. Если причиной того, что ребёнок идёт по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребёнка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. И вот мы видим, как некоторые юноши – да и не только юноши, но и пожилые люди – в какой-то момент резко поворачивают к добру.
— Геронда, некоторые родители, начинающие жить духовной жизнью в немолодом возрасте, переживают из-за того, что они не дали христианского воспитания своим детям, когда те были маленькими.
-Если, имея искреннее покаяние, они попросят Бога помочь их детям, то Бог сделает для них то, что Он может. Он бросит детям спасательный круг, чтобы те спаслись среди обуревающего их шторма. Даже если не окажется человека, способного помочь эти несчастным, Бог может устроить так, что им поможет что-то увиденное ими, и они вывернут на правильную дорогу. Знаете: родители, о которых идет речь, были по доброму расположены, но в детстве они получили помощи у себя в семье и поэтому имеют право на помощь Божественную.
-Геронда, иногда бывает, что дети, живя духовной жизнью, сталкиваются со множеством затруднений из-за родителей, которые равнодушны к вопросам веры.
— Об этих детях Бог заботится больше, чем о детях других – о тех, чьи родители живут духовно. Бог заботится о них так же, как Он заботится о сиротах.

Воздействие среды на детей

— Геронда, с какого возраста дети подвергаются воздействиям окружения?
— Дети «снимают копию» со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую «кассету». Поэтому родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям.
— Геронда, отчего бывает, что малыши, получившие одинаковое воспитание в родительском доме, иногда бывают совершенно не похожи друг на друга?
— Часто ребёнок принимает и много воздействий из своего окружения. Но если у него есть доброе расположение, то, когда он вырастет, Бог даст ему большее просвещение, чтобы он понял те отрицательные воздействия, которыми подвергся. И подъял подвиг, для того чтобы от них освободиться.

Любовь между братьями и сёстрами

Родители должны возделывать любовь между своими детьми. Желая поддержать более слабого ребёнка, они должны подготавливать почву, получая на то “соизволение” ребёнка более сильного. То есть они должны помочь более сильному ребёнку понять, что его брат или сестра находятся в нужде. Справедливость есть дело Божие, и она должна быть в равной степени разделена между старшим и младшим. Старшему справедливость воздается уважением, младшему – любовью, так чтобы он не повредился. Об этом упоминается в Книге Второзакония. К примеру, если виноват старший брат, то мы должны оправдать младшего, но при этом не задевать старшего на глазах у младшего. Нам нужно переговорить с виноватым наедине, чтобы он понял свою ошибку.
— Геронда, а как излечивается ревность, которая обычно появляется у старших братьев и сестёр по отношению к младшим?
— Ревность – это страсть. Однако если трёхлетний малыш видит, как мама кормит грудью новорожденного братца или сестричку, то он некоторым образом оправдан в своей ревности, потому что совсем недавно кормили грудью его самого. Сейчас он видит братика в объятиях мамы и думает: “До вчерашнего дня мама держала на руках меня, а сейчас она переместила меня на последнее место!” Если у малыша есть бабушка, то ещё ладно: ему есть у кого утешиться. Однако, когда ему исполнится четыре года, он должен ревновать меньше. А уж когда ему исполнится шесть, мама должна сказать ему: “Ты стал совсем большой. Ну какая мама берёт на ручки такого большого ребёнка?” Если мать поможет малышу преодолеть свою ревность, то он будет прибегать к ней только по действительно серьезному поводу. Если же ребёнок хочет, не отрываясь, держаться за мамину юбку, то в этом есть что-то нездоровое.

Помощь детям, сбившимся с правильного пути

В доме должна обязательно присутствовать атмосфера любви и мира. Получив немного любви у себя в семье, ребёнок, даже если он вдруг убежит из дома, всё равно вернётся домой, когда увидит, что в других местах он находит не любовь, но одно лишь лицемерие. А если он будет помнить происходившие дома неприличные сцены, ругань и распри, то как его сердце будет тянуть вернуться домой?
— Геронда, что делать родителям, если ребёнок уйдёт из дома?
— Им надо стараться поддерживать с ним связь – чтобы, придя в себя, он смог к ним вернуться. Они должны разговаривать с ним по-доброму и, чтобы ему помочь, должны заставить его задуматься. К примеру, если ребёнок бродит по ночам неизвестно где, мать должна сказать ему: «Подойди-ка сюда, сыночек. Будь ты на моём месте, ты бы мог оставаться спокойным, если бы твои дети приходили за полночь?»
Даже самое серьёзное падение детей не должно приводить родителей в отчаяние, потому что в нашу эпоху грех вошёл в моду. Родители всегда должны иметь ввиду и следующее: дети нашей эпохи имеют смягчающие вину обстоятельства в отношении бесчинств, которые они совершают. Четвёрка по поведению, поставленная в нынешнюю эпоху, имеет ценность пятёрки с плюсом той эпохи, когда молодыми были мы. Конечно, родителям следует стараться, чтобы помогать своим детям, но им не нужно и чрезмерно беспокоиться. Придёт время, и дети возьмутся за ум. Сейчас они могут не понимать добра, потому что их ум ещё не дозрел. Он замутнён, и дети не обладают ясностью сознания, для того чтобы различить как опасность, которой они подвергаются, так и тот непоправимый ущерб, который могут себе нанести.
Будет хорошо, если родители станут показывать ребёнку, что они расстраиваются от его бесчинств. Но пусть они на него не давят и молятся. Молитва, совершаемая с болью, приводит к положительным результатам. Если же ребёнок совершает серьёзный проступок, то родителям следует аккуратно вмешаться. Если совершаемый проступок не велик, то пусть родители немного закроют на него глаза, чтобы не раздражать ребёнка и не ухудшить состояние, в котором он находится, потому что результатом этого раздражения будет то, что он от них отойдёт. [В таком случае] родителям следует лишь молиться Христу и Пресвятой Богородице о том, чтобы Они покрыли их чадо.

Когда ругать и когда хвалить ребёнка?

Родители должны быть очень внимательными к тому, чтобы не ругать своих детей вечером, потому что вечером детям нечем рассеять своё расстройство. А ночная тьма омрачает состояние их души ещё больше. Дети начинают думать о том, как лучше оказать сопротивление родителям. В их головы лезут разные варианты «защиты», подмешивается и диавол, и таким образом они могут дойти до отчаяния. А вот днём, если даже дети пригрозят своим родителям различными способами отмщения, то, выйдя на улицу, они отвлекутся, забудутся, их расстройство пройдёт.
— Помогают ли детям исправиться телесные наказания?
— Насколько можно, родителям надо этого избегать. Они должны стараться добром и терпением дать ребёнку понять, что он ведёт себя неправильно. Только в том случае, если ребёнок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идёт ему на пользу – для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить ещё один подзатыльник становится для ребёнка тормозом и защищает его от опасности. Я, когда был маленьким, большую пользу получал не от отца, а от матери. Оба они любили меня и желали мне добра. Однако каждый из родителей помогал мне по-своему. Отец был человек строгий. Когда мы — дети – озорничали, он давал нам затрещины. Боль от затрещины помогала мне немножечко угомониться, однако, когда боль проходила, я забывал и о ней, и об отцовских советах. И дело было не в том, что отец меня не любил: нет, он бил меня от любви. Помню как-то раз – мне было три года – отец залепил мне такой подзатыльник, что я улетел на несколько метров! А знаете за что? Рядом с нашим домом был другой дом, в котором никто не жил. Хозяева уехали в Америку, и дом пришёл в запустение. Во дворе этого дома росла смоковница, ветви которой выходили на улицу и свисали над дорогой. Дерево было усеяно плодами. Когда мы с ребятами играли на улице, к нам подошёл один сосед и приподнял меня, чтобы я сорвал ему несколько смокв, потому что сам он не дотягивался до ветвей. Я сорвал пять-шесть смокв, и две из них он дал мне. Когда об этом узнал мой отец, он очень разгневался. Вот тут-то я и получил ту затрещину! Я пустился в рёв. Моя мать, на глазах которой это происходило, повернулась к отцу и сказала ему: «Зачем ты бьёшь ребёнка! Ведь он же ещё маленький, ничего не понимает! Как ты можешь спокойно слышать его плач!» — «Если бы он плакал, когда его поднимали рвать смоквы, — ответил отец, — то не плакал бы сейчас. Но, видно, и сам он хотел полакомиться чужими смоквами! Значит пусть плачет!» Да разве после этого я мог повторить то, что сделал? А вот мать, видя мои шалости, расстраивалась, однако у неё было благородство. Видя, как я озорничаю, она отворачивалась и делала вид, что не замечает меня, для того чтобы меня не расстраивать. Однако от этой материнской «хитрости» моё сердце буквально разрывалось. «Погляди, погляди, — говорил я себе, — ты так наозорничал, а мать не только не бьёт, но даже делает вид, что не видит! Нет, больше такого не повторится! Как же я смогу видеть маму снова расстроенной?» Поступая так, мать помогала мне больше, чем если бы она награждала меня подзатыльниками. Однако и сам я не злоупотреблял этим и не говорил: «Э, раз она сейчас меня не видит, дай-ка я пошалю и поозорничаю ещё больше». А вот отец, тот нет: чуть что не так – сразу подзатыльник. Видишь как? Они оба меня любили, однако благородное поведение матери помогало мне больше.
— Однако некоторые дети страшно шаловливы: они кричат, бегают, озорничают. Как их родителям избежать телесных наказаний?
— Слушай-ка, да ведь дети-то не виноваты. Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках и это их беспокоит. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребёнок живой. Живой ребёнок имеет в себе силы, и использовав их как должно, он может очень преуспеть в жизни.

Принуждение детям не на пользу

Некоторые родители очень сильно давят на своих детей – да ещё на глазах у других. Можно подумать, их ребёнок вьючное животное, которое они подгоняют хворостиной, чтобы оно шло, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Они всё равно, что держат его за уздечку и при этом говорят: “Шагай свободно!” А потом такие родители доходят до того, что начинают бить своих детей. Сегодня приходила мать с сыном – здоровенным парнем. Её ребёнок был болен. “Что мне делать, отче? — спрашивала она. — Мой ребёнок ничего не ест и не хочет даже нас видеть”. Но когда я сказал ей, как поступить, она начала все с начала: “Так что же мне теперь делать?”
— Геронда, может быть она не поняла, что Вы ей сказали?
— Да как же не поняла! “Я не смог бы пробыть с тобой вместе даже одного часа, — сказал я ей — А как же твой ребёнок будет жить с тобой? Ведь ты же довела его до белого каления!” — “Нет, — ответила она. — Я его люблю”. — “Где там любовь, если рядом с тобой он не находит себе места? Его тянет убежать из дома, потому что он хочет оказаться в другой среде. Ведь когда он не рядом с тобой, то ведёт себя прекрасно. Раз он тебя не хочет видеть, то, значит, ты тоже виновата в этом. Не раздражай его: ведь ты его калечишь. Веди себя с ним по-доброму, с терпением”. Я ей всё это сказал, она меня выслушала и опять начал всё сначала: “Так что же мне делать? Ребёнок не хочет нас видеть”. Ну как прийти с таким человеком к взаимопониманию? У ребёнка всё в совершенном порядке, а они считают его за дурака. Значит, что-то не в порядке у них самих.
Принуждения родителей не помогают детям, но душат их. Бесконечные “не трогай этого, не ходи туда, сделай это так…” Но ведь уздечку надо тянуть так, чтобы её не порвать. Надо обличать детей тактично, для того чтобы помочь им осознать свою ошибку, но при этом не допускать, чтобы между вами образовывался разрыв. Родители должны делать тоже самое, что делает хороший садовник, сажая маленькое деревце. Садовник нежно, мягкой верёвочкой привязывает деревце к колышку, чтобы оно не искривилось и не повредилось, когда ветер будет клонить его вправо и влево. Потом садовник делает для деревца ограду, поливает его, заботится о нём, бережёт его от коз – покуда у дерева не подрастут ветви. Ведь если маленькое деревце объедят козы, то всё – его можно считать погибшим. Объеденное козами дерево не сможет ни принести плода, ни дать тени. А вот когда его ветви подрастут, садовник убирает ограду, а дерево начинает приносить плод, и под тенью могут отдыхать и козы, и овцы, и люди.
Однако часто родители, будучи побуждаемы чрезмерной заботой о своих детях хотят привязать их не мягкой верёвочкой, а стальной проволокой, тогда как привязывать детей детей нужно нежно – так, чтобы их не поранить. Родители должны стараться помогать детям благородно. Это возделывает в детских душах любочестие, и потом они смогут сами почувствовать необходимость делать добро. Родители, насколько могут, должны объяснять детям доброе по-доброму: с любовью и болью. Помню одну мать, которая, видя, что сын вёл себя плохо, со слезами в глазах и с болью говорила: “Не надо делать этого, мой золотой ребёнок”. И видя такой пример, её дети учились подвизаться с радостью, чтобы избегать жизненных искушений, не пасовать перед трудностями, но преодолевать их молитвой и доверием к Богу.
Поэтому я советую матерям насиловать себя в молитве и не насиловать детей. Если они постоянно говорят ребёнку: “Не делай это, не трогай то” — даже по отношению к пустяшным вещам, а иногда и несправедливо, то, в случае серьёзной опасности — например, если ребёнок хочет плеснуть в огонь бензина, — он не послушается и, сделав это, сильно покалечится. Ребёнок не понимает, что в словах “не делай этого” скрыта любовь. Но, когда ребёнок немного повзрослеет, у него появляется эгоизм, и, если ему делают замечание, он ерепенится, думая: “Разве я маленький, чтобы они обращались со мной так?” Родители должны дать ребёнку понять, что подобно тому как они берегли его, чтобы он не обжёгся , пока он был маленьким, так и сейчас, когда он стал взрослым, они берегут его от другого огня. Поэтому ребёнку надо быть внимательным, не давать прав искусителю диаволу, для того чтобы сохранить в себе Благодать Святого Крещения.

Нерассудительна чрезмерная родительская любовь

— Может ли мать нерассудительной любовью повредить своему ребёнку?
— Конечно, может. К примеру, если мать видит, что её малыш не может научиться ходить, и говорит: «Как жалко его бедняжку, ведь он не может ходить», и то и дело берёт его на ручки, вместо того чтобы, держа за руку ребёнка, помочь ему пройтись самому. Спрашивается, как малыш выучится ходить? Конечно, такая мать движима любовью, однако своей многой заботой она вредит своему чаду. Я был знаком с отцом, сын которого отслужил в армии. И вот он брал взрослого сына за руку и вёл его к парикмахеру! «Я привёл тебе моего сына, чтобы ты его постриг, — говорит отец. — Скажи мне, сколько тебе заплатить и когда прийти, чтобы его забрать?» Так [своей нерассудительной заботой] этот человек искалечил своего сына.
Когда необходимо, мать должна вести себя с ребёнком строго. Если она легко идёт на поводу у ребёнка и соглашается с ним во всём, то это ребёнку не на пользу. К примеру, мать от чрезмерной любви осыпает своего ребёнка поцелуями и говорит ему, предположим: «В целом мире нет такого прекрасного ребёнка, как мой!». Тем самым она культивирует в нём гордость и нездоровую уверенность в себе. Потом такой ребёнок не слушается родителей, будучи уверен, что всё знает сам.
Родители должны с малого возраста помогать детям учиться нести на себе ответственность. Пусть дети выполняют в семье посильную работу: они не должны требовать, чтобы им несли всё готовое, на блюдечке. В противном случае, когда они станут взрослыми, им придется нелегко. Один мастер работал не покладая рук и вырастил своих детей. А те, пока он работал, целыми днями шатались по улицам. И даже когда они выросли, создали собственные семьи, то всё равно ждали, что отец принесёт им всё готовое. И когда тот сказал, что настало время, чтобы сами они заботились о своих домах и семьях, они ему ответили: «Как же так, отец? Ведь ты же не оставлял нас когда мы были маленькими! Так разве сможешь оставить нас сейчас – когда мы выросли и несём бремя семейных обязанностей?»
Когда ребёнок маленький, он не делает никакой работы. О его пище, одежде и тому подобном заботятся родители. Родители помогают ребёнку от любви. Ребёнок не работает – он может выполнить лишь небольшое поручение по дому. Но разве эта работа может сравниться с тем трудом или затратами, которые делают ради него родители? Если, став взрослым, ребёнок не понимает, что дали ему его родители, то это очень большая неблагодарность!
В семье младшие должны иметь уважение и к родителям, и к старшим [братьям и сестрам]. Младшие должны чувствовать уважение, подчинение и благодарность старшему необходимостью. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Когда младший уважает старшего, а старший любит младшего, то создаётся прекрасная семейная атмосфера. Мой отец говорил нам: «Оказывайте послушание вашему старшему брату». Мы знали, что отец любит нас всех, и вели себя с ним очень свободно. А вот старшему брату, не находя в нем отцовской любви, мы оказывали большее послушание.
Когда супруги уважают друг друга, а дети уважают родителей, то жизнь в семье идёт ровно, подобно часам. В такой семье старший сын никогда не скажет матери наподобие «гляди-ка, мать, чтобы ты больше такого не делала» или «почему ты сделала всё шиворот-навыворот?» Но в такой семье и отец не разговаривает с матерью подобным тоном. Взрослый может шутить с ребёнком, чтобы его порадовать, но ребёнок, чувствуя радость от шуток взрослого, не должен вести себя с ним бесцеремонно и фамильярно.

Преподобный Паисий Святогорец

Источник: http://www.rostovhramvrs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=39:2010-01-12-18-16-23&catid=38:2010-01-11-21-04-03&Itemid=50