Детские возрастные кризисы и как их преодолеть?
Каждый ребенок, пребывая в возрасте от 0 до 15 лет, независимо от места проживания и семейного социального статуса переживает в своей жизни несколько кризисных периодов, связанных, прежде всего, с психологическими изменениями во время перехода от одного этапа развития к другому. Такие периоды наиболее чаще и выразительнее встречаются в возрасте 1 года, 3 лет, 6-7 лет, 12-15 лет.
Каждые родители должны знать, что кризы у детей явление хоть и неприятное, но и нет причины, чересчур беспокоится по этому поводу и бить тревогу. Для того чтобы помочь ребенку, как можно легче и максимально безболезненно их пережить, необходимо знать об их особенностях, причинах возникновения и методах преодоления.
Кризис 1 года
Кризис 1 года жизни ребенка возникает в возрасте 12-18 месяцев и связан, прежде всего, с его первыми шагами, развитием первоначальной речи и пониманием того, что он становится похожим на взрослых. Он преодолевает первые трудности к становлению новой, хоть и маленькой личности, при этом, будучи очень активным и любознательным.
На данном этапе важнее всего становится правильное построение отношений маленького члена семьи со всеми остальными взрослыми на социальном уровне. В этом возрасте, деткам нужно дать больше свободы в передвижении, при этом, не переставая контролировать, позволить самостоятельно преодолевать препятствия во время ходьбы. Также, обязательным моментом в благоприятном исследовании малышом окружающего мира, есть обеспечение родителями и другими членами семьи полной безопасности и комфорта: все острые и опасные предметы должны пребывать в недоступном для него месте, а пространство — быть максимально просторным.
Кризис первого годика жизни малыша пройдет наиболее гладко и безболезненно для него и его родных, если вторые начнут больше считаться с его желаниями. Взрослым пришло время понять, что любые капризы ребенка – это всего лишь показатель того, что пришло время изменить свое отношение к маленькому чаду. Родители должны вооружиться терпением и спокойствием, окружить ребенка добротой и заботой, тогда все перемены пройдут гладко и незаметно.
Кризис 3-х лет
Первоначальной и главной причиной возникновения кризиса у ребенка в трехлетнем возрасте есть становление собственного «Я» как личности со своими требованиями и потребностями. В этом возрасте увеличиваемая самостоятельность и активность малыша, требует у родителей вовремя перестроить свое отношение к нему.
Кризис трех лет есть фактически периодом перестройки отношений ребенка с социальной средой. Это желание быть взрослым, действовать на уровне взрослых. Кризис у ребенка в три года сопровождается не только знанием своего «Я», но и его качества. Он хорошо знает такой хороший и больше никакой. В его лексиконе все чаще звучит словосочетание «Я сам! ». Он уже достаточно опознал окружающий мир и хочет в нем самостоятельно действовать.
Ребенок в три года начинает себя сравнивать с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, стремится повторять их действия и быть самостоятельным. Для того чтоб размягчить у ребенка проявления негативизма, нужно проявлять тактичность, давать ему больше свободы в действиях, но при этом контролировать. Причем контролировать не самого ребенка, а среду его обитания, проследить и гарантировать его безопасность.
Очень часто попытки ребенка сделать что-то самостоятельно, раздражают родителей, им проще самым накормить или одеть ребенка, но если не дать ему такую возможность сейчас, то можно вырастить не уверенную в себе личность. Пусть ребенок делает сам как умеет, он старается и обязательно нужно его хвалить при этом.
Нужно уметь найти выход с любой, на первый взгляд, тупиковой ситуации в форме ролевой игры. Старшие должны быть достаточно гибкими, чтобы суметь переключить ребенка с упрямства на восхищение, на то что ему очень нравится.
В условиях правильного воспитания, избегая любых форм насилия, своевременной реакции на возможности ребенка, удовлетворения его потребностей в новой форме деятельности и отношений со взрослыми, кризисный период существенно сократится и пройдет более незаметно.
Кризис 6-7 лет
На рубеже между дошкольным и школьным периодом жизни ребенка проявляется кризис 6-7лет. Это своего рода этап саморегуляции, ведь теперь ему необходимо вступить в отношение с обществом, которое помогает осуществить полезную и необходимую деятельность. Все, что касается учебы, выходит на первый план, что касается игры, становится менее важным.
Родителям в отношении с ребенком стоит уменьшить болезненность его неудач, помочь эмоционально преодолеть ситуации, которые связаны с не самыми хорошими оценками в школе. Также очень важно показывать, что его любят, несмотря на достижения или неудачи, не забывать хвалить его.
Необходимо научится честно и терпеливо отвечать на все вопросы, задаваемые сыном или дочкой, каждый день стараться находить время, чтобы побыть с ними наедине. Не нужно стесняться утверждать, что родители гордятся своим чадом.
Нужно также помнить, что отношение ребенка к себе в большей степени зависит от того как к нему относятся взрослые, поэтому они должны быть прежде всего мудрыми и терпимыми в своих действиях и высказываниях.
Подростковый кризис 12-15 лет
Подростковый период проходит у детей в возрасте 12-15 лет. Он характеризуется переходом от детства к взрослению. Такой вид кризиса проявляется в ответ на несогласие взрослых менять свое поведение и отношение к ребенку, на появление у подростка новых форм взаимоотношений с ними.
На этом этапе подросток ищет свое место в жизни и прежде всего себя как личности, пытается быть независимым и даже обходится без взрослых. Родным же необходимо научится относиться к желаниям ребенка с уважением. Подростка нужно чаще хвалить, особенно за оценки в школе, за помощь взрослым. Полезно также невзначай сказать, что он сильно повзрослел, стал очень покладистый и ответственный.
Родители должны создать все условия для комфортного пребывания, взрослеющего ребенка в семье, обеспечить взаимопонимание на всех стадиях его развития, чтобы он знал, что несмотря ни на что его непременно любят.
Надо быть в курсе всех его событий, переживаний, познакомится с друзьями, организовывать совместное времяпровождение. Если подросток начал проявлять несвойственное для него поведение, не нужно лезть к нему с расспросами, пусть он сам все объяснит.
Самое главное — нужно всегда любить своего ребенка и понимать его, тогда вся энергия будет направлена в нужное русло и поможет ему как можно скорее преодолеть этот тяжелый для всей семьи период.
Кризисные периоды в жизни детей, явления неизбежные, но они приходят в ответ на постепенное поэтапное становление малыша взрослеющей личностью со своими потребностями и интересами. Родители и окружающие взрослые в такие не очень приятные периоды должны, всячески помочь своему любимому чаду их преодолеть с помощью своей безграничной любви, заботы и терпения, исходя со своего накопившегося опыта.
|