kreshenie-gospodne

Крещение Господне, праздник начала нового мира

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»(Мф. 3:16-17).

19 января, весь православный мир будет праздновать двунадесятый праздник – Богоявление, или Крещение Господне. Величие этого праздника, нельзя осознать, находясь вне православной церкви. Про это чудо было сказано в 1Тим. 3:16: «И беспрекословно — великая благочестия тайна:

Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам…». До этого момента, Бог был не постижим даже для Ангелов! Согласно Библии, они закрывались крылами и только возопияли: «Свят, свят, свят». Это первый раз, когда Триединый Бог явил себя во всей полноте:

• Христос стоял в водах Иордана.
• Святой Дух витал в виде голубя,
• Был глас с неба от Бога Отца.

Всё это явно видел Иоанн Креститель – первый человек, ощутивший Святую Троицу.

Ведь после этого христиане получили знания про Святую Троицу. Во Христе люди получили доступ к Святому Духу и познания о Боге Отце. В Евангелии Ин. 14 : 8-9: « Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца…».

А на просьбу учеников научить их молиться, он дал молитву «Отче наш». Другими словами, христиане по благодати Иисуса, усыновляются Богу Отцу. Спаситель раскрыл отношение к людям Бога Отца, показал его характер. И в формате Евангелия, святые отцы однозначно сказали что: «Бог есть любовь».
Глубину изменений, которые произошли в момент Крещения Господа, лучше всего передал основоположник апологетического богословия, первохристианский учитель, Тертулиан:

«В этот день, Спаситель начал творить новый мир – мир Нового Завета». Да, имен так, ни больше и ни меньше. Вспомните два первых стиха Библии: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Ситуация сложилась аналогичная, вся Живоначальная Троица была явлена в момент крещения. .
Но надо ещё и заметить, что Крещение принятое Спасителем от Иоанна Предтечи, принципиально отличалось от того крещения, которое совершают христиане.

У пророка Иоанна было «крещение покаяния», и по сути это был обряд приобретения ритуальной чистоты тела – твила. Об этом ритуале подробно говориться в книге Левит. Предтеча же, уйдя в пустыню, призывал евреев: «Покайтесь! Приблизилось Царство Божие». Тем самым давал понять, что евреи забыли своего Бога и оказались в духовной несостоятельности и вера в Творца угасла.
Христу, не нужно было каяться и очищать тело. Он был Богочеловек, в нём не было греха. Но он сам сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Это Крещение Христос совершил для примера новому Богоизбранному народу – христианам, о том, как между Богом и принимающим Евангелие, следует заключать завет. Одновременно с этим Спаситель освящает само таинство, как бы показывая пример сомневающимся.

И крещение христианское, которое совершается Святым Духом, очищает человека от всех грехов, которые были до этого времени. Поэтому их на исповеди уже не упоминают.
Но само крещение, в момент миропомазания, даёт неофиту только «печать дара Духа Святаго». И задача христианина всю оставшуюся жизнь раскрывать и развивать эти дары. Св. Серафим Саровский, называл этот процесс «стяжанием благодати Духа Святаго».
Очень интересна и сама парадигма крещения Спасителя и христианина. В момент, когда Христос зашёл в Иордан, все воды Земли освятились от него. А вот когда заходит в крещенскую купель христианин, то всё совершается наоборот – человек освящается от воды.
О Крещенской, или Богоявленской воде следует сказать отдельно. После совершения молебна, эта вода превращается в ту, в которой стоял Господь kreshenieИисус Христос, над которой парил Святой Дух и от которой отразился глас Бога Отца. Благодать этой воды сохраняется целый год, и относиться к ней следует, с большим благоговением.

Держать её лучше в «Красном углу» комнаты, где-нибудь за иконостасом. В дореволюционной России, благодать Богоявленского дня использовалась простым населением без всякого смущения. Ведь только в этот день, любой человек имеет право освящать этой водой своё жилище, имущество.

Крестьяне в старину даже дворы и хлева освящали. А в течении года, в случае каких-то тревожных обстоятельств, следует принять небольшое количество Богоявленской воды натощак.

Перед тем как идти на ответственное мероприятие: собеседование или экзамен, этой водой можно окропить себе чело, и с молитвой и упованием на Господа чуть принять внутрь, или даже умыться. Но учтите, что святая вода, это не магический атрибут – «По вере вашей, дано будет вам».

Эта традиция, купание зимой в проруби на 19ое января, ни каким образом к православию не относится. Это нечто вроде народной забавы, гуляний. К освобождению человека от грехов эта процедура не приводит, и если такие убеждения есть, то – будьте внимательны! Вы очень недалеко от магии и шаманизма.
И не забудьте о подготовке к Крещению Господнему. Канун праздника, Богоявленский Сочельник, это день строго поста. 18 января, не следует смотреть телевизор, посещать увеселительные мероприятия и заведения, тем более употреблять горячительные напитки.

Лучше сходить в церковь, почитать Евангелие, постараться хотя бы один день провести так, чтобы соблюсти чистоту телесную и духовную.

Ограничения в пище можно установить самостоятельно, но лучше с благословения священника. Если такой возможности нет, то прировняйте этот день к Страстной Пятнице. А проконтролировать ваше ограничение можно при помощи доброй совести, которую христианин обещает Богу во время крещения.